Как впервые пройти дистанцию по ориентированию
(пособие для студентов)
Знаете, от чего люди гибнут, когда ядовитая змея укусит? Думаете от яда? Нет! От того же, от чего и в воде тонут – от страха. В нашей стране нет змей, чей укус был бы смертелен для человека. Ну, укусила, ну и ладно. Постарайтесь высосать яд. Если место не доступно, например, ниже спины, то мужчинам надо попросить какую-нибудь женщину оказать услугу. Женщинам, наоборот, надо обратиться к мужчине. Дополнительное эмоциональное воздействие отвлекает от неприятностей с ядом. Можете даже в больницу не обращаться. Поваляетесь неделю в горячке с высокой температурой и очухаетесь. Главное – не бояться, чтобы не получилось, как в эксперименте с металлом и утюгом. Показывают человеку раскаленный металл, а потом неожиданно к спине прислоняют холодный утюг. У бедняги тут же волдырь на полспины вскакивает, как от страшнейшего ожога. Со спортивным ориентированием аналогичная история. Если начнете бояться, то запаникуете; если запаникуете, то потеряете голову; если потеряете голову, бесконечно будете шастать по лесу без всякого удовольствия. Хорошо, если кругами в одном месте будете ходить, вас тогда судейская бригада до темна выловит. А если вас в одном направлении понесет? У нас в северных областях леса плавно из Украины в Россию переходят. Несколько часов ходу и ты уже по брянским болотам шастаешь. Это, если повезет и на границе не пристрелят, как шпиона. А вот если будете спокойны, неторопливы и усвоите то, о чем я напишу ниже, то, без всякого сомнения, осилите дистанцию по ориентированию и получите удовольствие.
Итак, лес. В лесу стоят контрольные пункты, сокращенно – КП. Ваша задача – пройти через эти КП. Кто сделает это быстрее, тот и победитель. В руках у вас три предмета – карта, компас и легенды КП. Путь движения выбираете, какой хотите. Ну, а теперь по порядку.
1. Карта.
Карта – это рисунок леса. Но он совсем не похож на полотна «Утро в сосновом лесу» или «Мачтовый лес в Вятской губернии». Это не художественный рисунок, это схема. При этом всё, что на карте: 1.1. Желтое – это открытые пространства: поля, луга, полянки. 1.2. Синее – это вода: реки, озера, родники, болота. 1.3. Коричневое – это рельеф местности. 1.4. Черное – дороги, дома, заборы, кромки. 1.5. Остальное – это лес. Белый – легко бежать. Светло-зеленый – бежать можно, но ветки по лицу хлещут. Зеленый – какой там бежать?!; тут хоть бы пройти и очи не повыкалывать. Темно-зеленый – это Камбоджа, заросли, мачете, вьетнамские партизаны прячутся от американцев. Подробнее остановлюсь на черном и коричневом цветах. Тропинки и дороги рисуют либо черным пунктиром, либо черными сплошными линиями. Чахлая тропинка – худенький пунктир, хорошая дорога – толстый пунктир, а если и деревенская свадьба на грузовике проедет, то это вообще сплошная линия. Кромка – это граница чего-то. Ее рисуют черными точечками. Например, посреди белого цвета идет ряд таких точек. Это значит, что по обе стороны кромки – чистый лес, но разный. Скажем, с одной стороны – красные секвойи, с другой - луизианские кипарисы. Или такой случай: светло-зеленый цвет, а в нем – желтое пятнышко, по границе которого идут черные точечки. Это значит, в лесу с подлеском находится четкая полянка. А если желтое пятнышко без точек – значит полянка размытая, прогал какой-то. Коричневые линии – это ужас. Рельеф, будь он не ладен. В нем вообще мало кто разбирается. Вы главное вот что запомните. Если вы пересекли одну коричневую линию, то вам ни холодно – ни жарко, считайте, что вы ее не пересекали. А вот если две – тогда начинается. Это значит, что вы поднялись на второй этаж или спустились с него. Три линии пересекли – третий этаж за вами. Десять линий – и говорить не хочется. Если это подъем, то лучше обойти. А как отличить подъем от спуска? А никак. Объяснять бесполезно, сам запутаюсь. Придете – увидите, что вас ждет. Хотя есть люди, которые умеют по карте отличать подъем от спуска. Но у них опыт, их в прошлом не раз по лесу искали. Но не все так плохо в коричневом цвете, есть и понятные вещи. Замкнутая коричневая линия: кружок, овал или какая-либо фигура – это холмик аналогичной рисунку формы. Если внутри этого кружка еще один кружок, то холмик уже будет повыше. Маленькие холмики, которые с разгону можно переплюнуть, рисуют просто коричневыми точками. Если нарисован кружок вроде холмика, но в одном месте у него есть черточка, направленная внутрь, то это уже не холмик, а яма. Совсем маленькие ямки, на несколько ведер картошки, рисуют коричневыми птичками, похожими на подковки. Если коричневые точечки идут подряд, то это канава. Не перепутайте с кромкой. Канава коричневого цвета, кромка черного. Увидев на карте неизвестный вам знак, не пугайтесь и подумайте. Например, увидели крестик. Что это может быть? Обратите внимание на то, какого он цвета. Если синий, значит что-то связанное с водой – поилка какая-нибудь или колодец или источник. Если черный, значит что-то искусственно созданное, например, железный грибок на пляже, урна или еще что. Если коричневый, значит что-то связанное с рельефом, что, я и сам придумать не могу. Если зеленый, значит что-то связанное с растительностью – куст, коряга и т.д. Если красный, значит, в этом месте врачиха в кустах затаилась. Станет вам в лесу плохо, сразу бегите на ближайший красный крестик. Там вам дадут пилюлю, и опять все будет хорошо. И еще есть на карте один важнейший знак – это тонкие голубые параллельные прямые линии вдоль всей карты, так называемые меридианы. Тут мы подходим к следующему за картой предмету в наших руках – к компасу.
2. Компас.
Удивительная вещь. Как ты его не крути, красный конец стрелки все время показывает на север. Здорово, да?! Компас нужен для карты. Карты нет без компаса, а компаса нет без карты. Вроде просто, но уверяю вас, это не так. Начинающий ориентировщик всегда забывает, что между компасом и картой связь, как между Сциллой и Харибдой. Только совместными усилиями можно прикончить гребцов и лодку или победить дистанцию с контрольными пунктами. И сейчас я вам сообщу самую важную вещь в ориентировании для начинающих. Это центр вселенной, это средоточие опыта всех поколений молодых ориентировщиков в их бесконечных блужданиях по лесу. Только для вас. Готовы? Слушайте. Карту надо со-ри-ен-ти-ро-вать! Объясняю, что это такое. На карте – голубые прямые линии. На компасе – стрелка, показывающая на север. Карту надо развернуть так, чтобы прямые линии на ней стали параллельны стрелке компаса. Это событие называется – сориентировать карту. Только после этого можно начинать изучать карту, выбирать пути движения и так далее. У состоявшегося спортсмена эта операции занимает менее секунды. Вам на нее понадобится не более минуты. При этом вы будете делать следующие ошибки. Первая: чтобы добиться параллельности линий и стрелки, вы начнете крутить компас. Бесполезно. Ничего не изменится, упрямая стрелка как показывала на север, так и будет показывать; Вторая: вы начнете лично вращаться вокруг собственной оси. Опять бесполезно. Лучше стойте, как стояли. Повернётесь по направлению движения после того, как сориентируете карту. Крутить надо только карту. Вы неподвижны, компас неподвижен, а карту поворачиваете. После того, как вы добьетесь параллельности, не спешите радоваться. У вас в засаде третья ошибка: Карта может быть сориентирована вверх тормашками. Эту ошибку могут сотворить на бегу даже спортсмены - разрядники. В чем тут дело? Линии на карте должны быть не только параллельны стрелке компаса, но и север на карте должен быть в той же стороне, где и север на компасе. Где север на компасе – понятно. А на сориентированной карте север в нужном направлении в том случае, если буквы и цифры на ней читаются правильно, а не вверх ногами. Если для вас это замысловато написано, не переживайте. Возьмете в руки карту, компас, крутанете пару раз и всё поймете. Еще раз повторяю: никогда не смотрите в несориентированную карту, иначе вы пойдете не в том направлении. Чтобы сориентировать карту у вас должен быть компас. Только в одном случае вы можете выходить в лес без компаса. Весной во время перелета уток. Утки летят на север. По ним и карту соответственно разворачивайте.
3. Легенды КП.
Это вроде личного дела в отделе кадров. Что за контрольный пункт, где стоит, в какой стороне, что у него справа-слева, какой у него номер и т.д. Легенды могут выдать на старте в виде бумажечки, могут и в карту впечатать. Вы их сразу распознаете – табличка с восемью колонками, а в них куча символов, которыми зашифрована вся информация о каждом КП. Вам нужны только первые две колонки. Про следующие шесть забудьте, все равно ничего не поймете. Пусть их мастера спорта изучают, у них каждая секунда на счету. А нам главное все КП пройти и из лесу выйти. Полчаса туда-назад особой роли не играют. Первая колонка очень простая – это циферки по порядку: 1, 2, 3 и т.д. Во второй колонке двузначные чиселки в разброс, например: 34, 31, 58 и т.д. – это номера КП. Тут такое дело. В ориентировании, как и в жизни, не без подлостей – КП нельзя проходить, как хочется, а только в строго определенной последовательности, в заданном порядке, так сказать. Сначала проходите первый пункт, потом второй, потом третий и так далее. Если вы после первого КП случайно вышли на четвертое КП, оно сейчас не засчитывается. Вам надо возвращаться на второй, потом на третий и только потом опять выходить на четвертый. Второй раз на четвертый – это обидно, но ничего не поделаешь, таковы правила. Сейчас сообщу следующий важнейший момент, который надо выделять жирным шрифтом. Первый вы, конечно, помните – сначала сориентировать карту, а потом изучать её. Второй: Не отмечайтесь на КП, пока не посмотрите на его номер. Эти судьи понаставят полный лес КП, и не все из них ваши. В нашем частном примере с циферками и чиселками первым по порядку идет КП № 34, вторым – КП №31, третьим – КП №58. Взяли вы первое КП, взяли второе, с третьим долго мучились, но, в конце концов, увидели, на радостях быстро подбежали, не посмотрели номер, отметили и пошли на четвертое. Героически осилили дистанцию, пришли на финиш, а вас дисквалифицируют. Оказывается вместо КП №58 вы отметили КП №44, которое стояло рядом. Ну, как после этого жить дальше! Поэтому обязательно смотрите номер, и сравнивайте с номером, который указан у вас в легендах во втором столбике. С картой, компасом, легендами разобрались.
Переходим к дистанции.
Дистанцию наносят на карту красным цветом, при этом: – начало ориентирования рисуют треугольником; – КП рисуют кружочками и возле каждого кружочка ставят порядковый номер: 1, 2, 3 и т.д.; – финиш рисуют двойным кружочком. Все это соединяется линиями. Контрольный пункт – КП обозначают в лесу треугольной красно-белой призмой. По размеру КП – как семейные мужские трусы и тоже пошит примерно из того же материала. К нему крепится номер: 34, 31, 58 и т.д. КП вешают на дерево или крепят на кольях. Возле КП находится то, чем вы будете на нем отмечаться. Когда я вам говорил, что в руках у вас будет три предмета – карта, компас и легенды, то я маленько соврал. У вас будет еще четвертый предмет – то на чем вы будете отмечаться. И тут есть два варианта – ручная отметка и электронная. При ручной отметки четвертый предмет – это разграфленный на клеточки листочек – так называемая карточка. Возле КП будет висеть компостер, им вы и клацнете в клеточку. Почти, как в троллейбусе, только компостер поменьше. При электронной отметке у вас на пальце будет чип – маленькая штучка, похожая на дамскую зажигалку. Возле КП будет станция с гнездом. По размеру, как пачка сигарет. Вам надо будет чип вставить в гнездо и дождаться, пока станция моргнет и пикнет. Это очень важный момент. Сколько человеческих судеб поломано из-за того, что люди не дождались, пока станция пикнет?! Прибегают на финиш, а их дисквалифицируют. Говорят, ты на том КП не был. Человек рубашку рвет на груди, клянется «да чтоб я сессию не сдал, был я там». А что толку? Поспешил он, быстро чип вынул, станция не успела сработать, а компьютер на финише неумолим.
Кажись, всё.
Базовые знания у вас есть.
Поехали на соревнования.
Если старт объявили, к примеру, в 10-00, то приехать лучше к 9-00, т.е. за час. С собой вы должны иметь:
1. Бутерброд. Кто его знает, насколько это история затянется, и когда вы вернетесь из лесу. Совестливые люди берут два бутерброда – для себя и для товарища.
2. Бутылку с водой. А ну, как организаторы не приготовят воду на финише? Что пить будете? Пить захочется.
3. Компас. Продается в магазине спорттоваров. Покупайте самый дешевый, но жидкостный. Гривен 50 будет.
4. Ручка. Если отметка компостерами, то ей вы впишите свою фамилию в карточку.
5. Прозрачный скотч. Скотчем вы заклеите свою карточку. Если не заклеите, то из лесу вы ее можете не принести – порвется. Сразу проговорю за карточку, чтобы более к этой теме не возвращаться. Новичков сплошь и рядом дисквалифицируют за то, что они теряют в лесу свои карточки. Её надо вдоль согнуть пополам и змеей между пальцами руки заправить, тогда она никуда не денется.
6. Булавки. Будет, чем номер крепить на груди. Хотя организаторы могут обойтись без номеров.
7. Запасную футболку. Мало ли что там в лесу будет? Наткнетесь на какого-нибудь оленя, вспотеете от страха, потом на финише будете дурно пахнуть. А при наличии запасной футболки, придете, переоденетесь, и снова, как человек будете. Её еще хорошо одеколончиком взбрызнуть, тогда будете, как порядочный человек.
8. В обуви какого фасона вы пойдете в лес – значения не имеет, лишь бы она была крепкая, не спадала с ног, и вам в ней было удобно. Хотя, пожалуй, стоит обратить внимание на остальную свою одежду. Если вы в спортивных штанах, то лакированные туфли будут выглядеть на вас несуразно. Тут лучше кроссовки. Под джинсы можно одевать, что угодно. С валенками гармонично смотрится шапка-ушанка. Но обязательно смотрите на погоду. Если сыро, то из лесу вы гарантировано вернетесь с мокрыми ногами. Чавкать затем полдня в мокрых чунях – удовольствие небольшое. На этот случай надо брать запасную обувь и носки.
9. Можно еще чистый лист бумаги взять. Ручка у вас уже есть.
Перед стартом завещание напишете. Приехав на старт, первым делом найдите место, где вывешены стартовые протоколы. Посмотрите свою стартовую минуту. Получите карточку и готовьтесь. Готовиться – это значит жить, как и жили раньше. Ни в коем случае не настраивайтесь на борьбу, не сосредотачивайтесь и не ходите с серьезным видом по арене. У вас только одна задача – не проморгать свою стартовую минуту и не забыть взять с собой на старт компас и карточку (или чип). Максимум, что вы можете сделать – это размять руки-ноги, чтобы по лесу веселей ходилось.
Ну, вот и дождались! Вы на старте. У новичков и элитных мастеров ориентирования есть одно общее свойство – со старта и те и другие срываются, как бешеные собаки. Но если мастера с огнем из ноздрей так и молотят всю дистанцию, даже прибавляя скорость, то новички через пять минут уже долго стоят, крутят карту, компас, себя, ничего не понимают и ждут, пока кто-нибудь пройдет мимо, чтобы пристроиться в компанию и не погибнуть.
Зачем вам этот цирк? После того, как дадут старт, вы легонечко, потихонечку начинаете перемещаться со старта по маркировке к началу ориентирования. Это перемещение называется «бег трусцой». И не надо пузырять перед товарищами своим галопом. Обратите внимание, старт и начало ориентирования – разные вещи, хотя в частном случае они могут совпадать. Обычно со старта к началу ориентирования ведет маркировка. Начало ориентирования обозначено таким же красно-белым знаком, как и контрольные пункты, но на этом знаке нет номера и отмечаться на нем не надо. Именно начало ориентирования нарисовано на карте треугольником. На старте или по пути со старта вам выдадут карту и легенды. Может быть такой вариант, что карты будут разложены, и вы будете самостоятельно брать свою карту. Очередной важный момент! Надо взять свою карту, а не чужую. Как минимум, на соревнованиях будут две разные группы – М и Ж, мужская и женская. Соответственно дистанции и карты для этих групп будут разные. Но в зависимости от уровня соревнований может быть и несколько десятков групп, например: М18, М21А, М21Э, Ж14 и так далее.
С момента старта до момента получения карты в вашей голове должна быть только одна мысль: «Мне надо взять свою карту». Даже если карту вам лично вручит судья на старте, не верьте. Перепроверьте, какая группа на ней написана. Ваша ли? У нас судьи Конституционного суда такие вещи вытворяют, что караул! Чего ж тогда от судьи старта спрашивать? С него потом, как с гуся вода, а вас дисквалифицируют. В Правилах четко написано – ответственность за правильно взятую карту несет только спортсмен. Ну, а теперь начинается!
Вы со своей картой дотрусили до начала ориентирования. Остановитесь и переведите дух. Что вы должны сейчас сделать? Правильно! Сориентировать карту. Сориентировали? Замечательно! Я, конечно, расскажу вам, что делать дальше, но имейте ввиду, что все это полная ерунда. По методичке хорошо впервые психогигиену половой жизни изучать, но не ориентирование. Пока не зайдешь в лес и беспомощно не побродишь, теория в голову не пойдет. У меня все-таки есть надежда, что вы хоть один раз, но уже были в лесу на дистанции. А если не были? Тогда прочтите эту статейку второй раз, когда вернетесь из лесу.
Итак, карта сориентирована. Найдите треугольничек – начало ориентирования и кружочек первого КП. Вам надо из этого треугольничка попасть в этот кружочек.
Первое – определите расстояние до КП. Если у вас на компасе есть линейка, то воспользуйтесь ей. Обычно в 1 сантиметре – 100 метров. Если на карте между треугольничком и кружочком 5 см, то, значит, в лесу между ними будет 500 метров. Что такое 500 метров? Это, если идти пешком, буцать шишки и засовывать палочки в муравейник, то получится 10 минут. Полчаса идти не надо. Хватит. Возвращайтесь, вы уже слишком далеко зашли.
Второе – посмотрите, на чем стоит КП: тропинка, полянка, бугорок, ямка, канава и так далее. Если, к примеру, в ямке, то вы в районе КП по ямкам и бегайте, на бугорке не найдете. Худший вариант – если на какой-нибудь гадости из коричневых линий. Это формы рельефа – лощины, хребты, седловины. Плохо, но не смертельно. Если правильно в кружочек попадете, никуда КП от вас не денется. Для того, чтобы правильно попасть в кружочек, невероятно важен следующий третий пункт.
Третье – выберите в районе КП самую заметную привязку. Например, это может быть пересечение дорог, угол поля, край болота и так далее. С этой привязки вы и будете выходить непосредственно на КП. Если вдруг не найдете КП, вернетесь на эту же привязку для второй попытки. В виду важности повторяю еще раз: Заранее надо выбрать надежную точку, с которой вы будете брать КП.
Четвертое – выбор пути движения. Выбирайте путь не на КП, а на привязку, о которой мы только что говорили, и с которой вы будете это КП брать. Дистанцию в лесу ставит человек, который называется заместителем главного судьи соревнований по дистанциям. Если это хороший человек, то от начала ориентирования в район КП должна вести дорога. Идите по этой дороге до выбранной вами привязки. Если есть разные варианты выбора дорог, то не имеет значения, по какой из них вы пойдете – левой, правой, чуть длиннее или чуть короче. Это мелочи. Главное, чтобы вы не сбились с выбранного пути. Поэтому на каждом перекрестке и на каждой развилке надо ориентировать карту. Банальная история – сориентирует человек правильно карту в начале пути и успокоится, думая, что дело сделано. Карту надо ориентировать постоянно! На каждой остановке, на каждом повороте. Еще раз повторяю – держитесь дорог. Лучше пойти в надежный длинный обход, чем на авось напрямик. Люди бывают разные. Есть такие начальники дистанций, которых и в детстве в школе не любили за вредность, и сейчас коллеги предпочитают с ними не пить. У них своя жизнь не удалась, так они рады стараться и чужие жизни ломать. Такой человек так спланирует дистанцию, что в район КП ни дорог, ни тропинок нет. Если какая дорожка попадется, так и та – поперек. В этом случае, хочешь – не хочешь, придется идти напрямик через лес по направлению. Посмотрите сколько до КП метров, сориентируйте карту и подымите руку по направлению КП. Идите туда, куда вы сами себе показали. Пройдите метров 50, остановитесь, снова сориентируйте карту, и снова покажите сами себе куда идти. Чем чаще будете перепроверяться, тем больше шансов не сбиться с правильного направления. 200 шагов прошли – считай метров 100 – 200 позади. Длина зависит от национальности и профессиональной ориентации. Если у вас родители китайцы, то 100 метров, если баскетболисты, то 200 метров. Если вы все делаете правильно, но КП найти не можете, не отчаивайтесь.
В лесу полно народу, они помогут. Главное – правильно задать вопрос. Никогда не спрашивайте: «Где я?». На этот вопрос пробегающий мимо вас спортсмен ткнет пальцем в свою карту и убежит. Даже, если вы успеете рассмотреть куда он ткнул, вы все равно не найдете этого места на своей карте, а переспросить будет поздно. Так и останетесь ни с чем. Вопросы и пожелания надо формулировать конкретные: — Где КП №58? — Покажи мне на моей карте, где я нахожусь. — Эй, приятель, тебя не затруднит отвести меня на 44-е КП? — Девушка, прекратите бежать. Давайте пойдем вместе. Мне одному страшно. Я умею готовить яичницу. Имейте в виду, что вы участвуете в соревнованиях массовых разрядов. Это не чемпионат мира и даже не чемпионат страны. Поэтому не комплексуйте по поводу того, что вы отнимаете у кого-то драгоценное время. Порядочные люди обязаны помогать друг другу. Может так оказаться, что вы вообще ничего не понимаете – ни по компасу, ни по карте, ни по местности. Значит, не судьба.
Надо выходить из лесу. Тут есть несколько вариантов. Аварийный азимут; его обычно сообщают перед соревнованиями. Например, аварийный азимут: запад, шоссе – означает, что вы должны идти все время на запад, пока не выйдете на шоссе. Когда выйдете на шоссе, не вздумайте поехать домой. Вы будете в ванной лежать, а организаторы, сбившись с ног, будут искать вас по всему лесу. Возвращаться нужно на старт. Если вам попадется на глаза КП, оставайтесь на нем. Пункты будут снимать и вас заберут. Можно попытаться выйти самостоятельно, но при условии, что вы помните, как заходили. При этом откликайтесь на крики. Не бойтесь, это не налоговые инспектора кричат, это вас служба дистанции ищет. Если на старте есть мобильная связь, возьмите с собой телефон. Позвоните тому, кто может быть на старте. После первых спонтанно вырвавшихся слов: «В гробу я видел ваше ориентирование», попытайтесь описать место, где вы находитесь. Но лучше не доводить себя до такого состояния. Взяли первое КП с муками, взяли второе с муками, видите, что не идет дело, ну и ладно. Возвращайтесь на финиш. В конце концов, у Колумба тоже были топографические проблемы – плыл в Индию, попал в Америку. Зато из вас может получиться хороший семьянин и преданный сын своего Отечества. Ну вот, пожалуй, и всё.
На прощанье скажу, что результат в ориентировании – дело десятое. В первую очередь надо научиться получать удовольствие от преодоления дистанции. И ради этого им заниматься.
|